Чаньсыцзинь [цзинь наматывания шёлковой нити] - это одно из понятий, относящихся к силам, применяемым в ушу. Для объяснения этого понятия обычно вводят много вспомогательных терминов, разные люди неодинаково определяют и применяют эти термины, вплоть до того, что невозможно дать конкретные, точные и систематичные объяснения.
[Здесь употребляется иероглиф "цзин" - тонкий, дух, квинтэссенция]
Термин чаньсыцзин ввёл в обращение Чэнь Пинсань. В книге "Рассуждения о чаньсыцзин тайцзицюань" он пишет: "Тайцзицюань есть метод наматывания нити, наступление и отступление с наматыванием, наматывание слева и справа, наматывание сверху и снизу, наматывание внутрь и наружу, большое и малое наматывание, наматывание шунь и ни. Неужели умея наматывать в наступлении и наматывать в отступлении, не сможешь выполнить любое действие, ведь любое действие в основе имеет взаимодействие инь и ян". Ещё он говорил: "Если цзинь рук выпускается из сердца, из костей доходит до мышц и кожи, от плеч доходит до пальцев, то это выходящая цзинь. Если из пальцев достигает плеч обратным [дао] наматыванием, то называют входящей цзин [цзин - другой иероглиф, со значением "тонкий, дух"], она вовлекает [инь], заставляет противника приблизиться ко мне". Выходящая цзинь - это когда "внутренняя цзинь движется из плеч и рук в ногти пальцев рук", входящаяя цзинь "от подушечек пальцев возвращается к подмышке и плечу". "Цзинь обеих ног направляется из пальцев ног, обматывает лодыжки, проходит через колени достигает основания бёдер и паха, это есть инь". Ещё он говорит о цзинь нижней части тела и ног следующее: "В наступлении и отступлении движется из ног, в этом отличие от рук", для ног не используются иероглифы "шунь" и "ни". В объяснениях других терминов, относящихся к чаньсы нет отличий [для рук и ног].
Хотя в "Книге Чэней" больше используется термин "чаньсыцзин [дух, квинтэссенция]", но также встречается "чаньсыцзинь [энергия, сила]". Термины "цзинь" и "цзин" употребляются в книге как взаимозаменяемые, например: нэйцзинь и нэйцзин [внутренняя энергия], чуцзинь и чуцзин [выходящаяя энергия], жуцзинь и жуцзин [входящая энергия], яоцзинь и яоцзин [энергия поясницы], цзуцзинь и цзуцзин [энергия ног] и т.д. Иероглиф "цзин" должен представлять используемое на севере "цзер" [вариант произношения цзинь]. То, что изложено выше создаёт хорошее начало для использования этого термина, однако не объясняет исчерпывающе концепцию чаньсыцзинь. Хотя говорится: "всё тело наматывает цзинь" и "одна часть не имеет силы [цзинь] нескольких частей", однако чаньсыцзинь рук объяснена только до подмышки или сердца, чаньсыцзинь ног - только до бедренной кости или хуэйинь, не поднимается в поясницу и не соединяется с чаньсыцзинь рук. Хотя говорится: "левая рука направляет левую ногу, правая рука направляет правую ногу, движутся согласованно", но не объясняется взаимосвязь шунь-ни рук и шунь-ни ног. После представления чаньсыцзинь, кроме форм: "лениво скалывать одежду", "простой хлыст", "обратное вращение рук", "форма охвата", далее мало используются иероглифы "шунь" и "ни", но хаотически используются термины: "цзинь связывания [лэйсыцзинь]", "наступающая цзинь [цзиньсыцзинь]", "верхнее наматывание [шанчань]", "внешнее наматывание [вайчань]", "косое наматывание [сечань]", "обратное наматывание [даочань]", "внутреннее наматывание [личань]", "отступающая цзинь [туйсинцзинь]", "продольная цзин [шуньчжуцзинь]", "цзин обратного вращения [даочжуаньцзин]", "цзин вращения вправо [ючжуаньцзин]", "цзин складывания руки [чжэбицзин]" и т.д.. Это показывает , что он применяет свою терминологию живо, соответственно случаю, без консерватизма и шаблонности.
Книга была начата в 1908г. и завершена в 1919г., вышла в свет в 1933г., как раз во время войны с японцами. К тому же, система изложена довольно беспорядочно, поэтому, хотя содержание книги драгоценно, но читали её немногие, между тем, это наиболее раннее полное изложение теории тайцзицюань.
[Употреблён иероглиф "чэнь", отличный от иероглифа всем известной фамилии]
В 1963г. Чэнь Цзячжэнь [как раз этот иероглиф], Гу Люсинь и др. совместно написали "Тайцзицюань Чэнь", а "спиральные движения шунь-ни чаньсыцзинь" описаны как одна из восьми особенностей тайцзицюань. Вместе с тем, авторы полагают, что "движения в виде спирального наматывания шёлковой нити [чаньсы] являются причиной, по которой тайцзицюань получил своё название". Поэтому, в книге довольно много внимания уделяется исследованиям чаньсыцзинь. Однако, хотя авторы этой книги продолжают термины из предыдущей книги [Чэнь Пинсаня], но определения их и применение не вполне одинаковы.
[Ввиду того, что названия обеих книг в русской транслитерации выглядят одинаково, я буду ссылаться далее на первую как на книгу Чэнь Пинсаня, а на вторую как на книгу Чэнь Цзячжэня]
А. Чэнь Пинсань ввёл большое количество терминов, шунь и ни чаньсыцзинь - только одна из пар. В книге Чэнь Цзячжэня и др. шунь-ни чаньсыцзинь определены как "базовые чаньсы", а левое-правое, верхнее-нижнее, внутреннее-внешнее, большое-малое, наступающее-отступающее описаны как "пять различных направлений чаньсы", и являются вспомогательными по отношению к шунь-ни чаньсы.
Б. Чэнь Пинсань объясняя чаньсыцзинь, делает акцент на движении нэйцзинь, выходящая считается шуньчань, входящая - ничань, это значит, что нэйцзинь выходит с наматыванием, и возвращается тоже с наматыванием. Чэнь Цзячжэня делает акцент на внешней форме, и направления шунь-ни определяют движения ладони и колена. Когда указательняй палец движется с вращением изнутри наружу - это считается шунь, указательный палец движется с вращением снаружи-внутрь - это ни. В ногах шунь и ни определяются сложнее, не стану здесь повторять текст.
В. Хотя Чэнь Цзячжэня и др. устанавливают как базовые шунь-ни чаньсыцзинь, однако в объяснениях вводят другие термины: "скручивание запястья вращает руку", "скручивание лодыжки вращает ногу", "скручивание поясницы вращает хребет", и не используют иероглифы шунь-ни чаньсы применительно к пояснице. Во время обсуждения позиций, также не используют и эти, вновь введённые, термины.
Г. Чэнь Цзячжэня и др.: "(1) Каждый раз, когда кисть имеет шуньчань, нога (колено) под этой кистью тоже имеют шуньчань изнутри-наружу. (2) Каждый раз, когда кисть имеет ничань, нога (колено) под этой кистью тоже имеют ничань снаружи-внутрь. (3) Каждый раз, когда правая нога вращается наружу с шуньчань, левая нога вращается внутрь с ничань, и наоборот" (стр.104). Движения шунь-ни правой ноги и правой руки, а так же левой ноги и левой руки в целом должны быть одинаковы, но движения шунь-ни для ног взаимно противоположны, значит, следуя этому принципу, шунь и ни в кистях также должны быть противоположны. Однако, при обсуждении форм в книге, шунь-ни в руках иногда бывают одинаковы, вовсе не обязательно противоположны, в этом нет согласия.
Из-за этих сложностей в других книгах о тайцзицюань избегают вовсе эти термины, либо дают упрощённое объяснение, стараясь не углубляться. Из-за того, что в этих двух книгах объяснения чаньсыцзинь приведены для различных позиций, и нет человека, который мог бы однозначно решить этот вопрос для любой формы, многие полагают, что чаньсыцзинь невозможно применить в их стиле тайцзицюань.
Рассуждая о чаньсыцзинь тайцзицюань Чэнь, все делают акцент на вращениях ладони. Обычно считается, что в тайцзицюань Чэнь пальцы рук должны быть отогнуты к тыльным сторонам ладоней, во время наматывания нити обеими руками в подушечках пальцев развивается довольно большая цзинь. В тайцзицюань Ян главная цзинь доходит только до предплечий, пальцы рук пассивны. Пальцы вращаются из-за вращения предплечий, поэтому они могут быть полностью расслаблены [фансун], осаживание запястий не является исключением. Из-за того, что способ перемещения цзинь и точка её приложения отличаются, невозможно непосредственно сделать акцент на вращении на пальцев рук в чаньсыцзинь, не изменив при этом исходных положений кулачной техники стиля Ян.
Только вышеизложенные объяснения, из-за того, что в них достоверно не установлена сущность чаньсыцзинь, невозможно и не следует использовать в практике тайцзицюань Ян. Если в процессе упражнений тайцзицюань Ян, мы не будем жёстко фиксироваться на пальцах рук, а расслабим пальцы и сконцентрируемся на том, чтобы цельная чаньсыцзинь пронизывала всё тело сустав за суставом, тогда произведённая движениями чаньсыцзинь может заставить нэйцзинь двигаться вдоль пронизывая всё тело, движения также смягчатся ещё более.
Ян Чэнфу и Дун Инцзе в 1931г. в Шанхае издали книгу "Применение тайцзицюань", она вышла ещё до книги Чэнь Пинсаня, поэтому в ней не обсуждается концепция чаньсыцзинь. К тому же, в "Объяснении смысла тайцзицюань" господина Инцзе, вышедшей в 1948г., автор пишет: "Упражнения в кулаке подобны вытягиванию шёлковой нити, ровно, без разрывов. Когда двигаешь внутреннюю цзинь, если движение идёт снизу, из ног вдоль [шунь] с вращением, выходит из рук скучиваясь [нин] продольно, то это похоже на продольное вращение [ню] гости шёлка-сырца. Отпускание обратно соответствует обратному вращению с поверхности внутрь тела. Это есть чаньсыцзинь." Это объяснение соответствует сути чаньсыцзинь Чэнь Пинсаня, но оно более простое. "Применение тайцзицюань" Ян Чэнфу записывал Дун Инцзе, если бы книга вышла после книги Чэнь Пинсаня, то возможно процитированный отрывок тоже попал бы в эту книгу.
"Нин" и "ню" дополняют смысл термина "чань-наматывание", это похоже на наматывание шёлка-сырца в двух противоположных направлениях, одно обозначено как "нин", другое - как "ню". Однако ню-нин не могут полностью заменить чань, они не имеют значения наматывающего вращения [чань-чжуань] снизу вверх или сверху вниз [видимо, имеются ввиду руки и ноги]. Скручивание чань имеет внутреннюю организованную силу сопротивления и силу упругости, это не то же что вращение барабана. Сила упругости при наматывании шёлка намного больше, чем просто линейная. Нужно всего лишь установить прочно ноги и чуть смягчить поясницу, это есть смысл чань. Если постигнешь упругость чаньсы, тогда, только увидишь противника, сразу же применяешь приём.
Объясняя роль чаньсыцзинь для приёмов тайцзицюань Ян, выявим её на примере формы "Дикая лошадь мотает гривой", заимствовав для этого термины из книг Чэнь Пинсаня и Чэнь Цзячжэня, которые взаимосвязаны друг с другом (заимствовать - это не значит обязательно опираться на определения из той или другой книги).
Во время выполнения правой формы "Дикая лошадь мотает гривой", правая ладонь движется по направлению вверх, левая - по направлению вниз. Нэйцзинь движется снизу вверх, начинается с задней ноги, проходит через лодыжку, колено, бедро, поясницу, спину, правое руку, правую кисть, выполняет наматывание вверх по часовой стрелке, нанизывая сустав за суставом. Это наступательное наматывание, большое наматывание, правое наматывание, наматывание наружу, это и есть выходящая цзинь. В тайцзицюань Ян самое главное, чтобы внутреннее движение доходило лишь до предплечья, хотя ци и пронизывает прямо пальцы, однако нэйцзинь много мягче, чем в впредплечьях. В этом разница с Чэнь, раньше говорили: "из рук продольно скручивается [нин шунь] и выходит".
Когда форма "Дикая лошадь мотает гривой" приближается к конечной точке, поясница и бёдра по-прежнему продолжают наматывать [чань] вправо, вместе с тем, эта цзинь ведёт за собой отклонение правой стопы наружу. После того, как правая нога прочно установится, наматывающая [чань] вправо цзинь поясницы также понемногу останавливается. В это время, начиная от голени и до бедра, поясницы и спины существует естественная, сравнительно расслабленная цзинь, которая через краткую горизонтальную маленькую дугу складывания, превращается в маленькую цзинь наматывания против часовой стрелки. Наступательная наматывающая цзинь обоих предплечий также становится естественно мягким "отступающим наматыванием", "нижним наматыванием", через плечо и подмышку достигает груди, это - входящая цзинь. В это время, обе руки, используя плечи и локти в качестве осей вращения, следуя складыванию поясницы и спины, чертят полуокружность по направлению к телу, против часовой стрелки, делают складывание с вращением, или малое чаньсы. Нужно только лишь отпустить на расслабление плечи и руки, и оба предплечья станут естественно следовать цзинь складывания поясницы и спины, и тоже складываться, внешне создавая форму малого наматывания нити [чаньсы], вращая ладони. Если использовать в качестве оси только плечо, очерчивая большой круг, и упустить из виду локоть как ось для малого круга, тогда невозможно добиться, чтобы предплечье имело цзинь вращения с малым чаньсы, и не получится складывание.
Одновременно с вышеизложенным, можно почувствовать также, что чаньсы по часовой стрелке в правой ноге округло и гладко переходит в маленькую дугу вращения со складыванием против часовой стрелки. В основном же, из ноги наматывание "проходит через лодыжку и колено, и достигает основания бедра и паха" (слова Чэнь Пинсаня). Наматывание нити [чаньсы] и складывание [чжэде] в пояснице управляют движениями четырёх конечностей, естественным образом пронизывая суставы всего тела, образуя непрерывную цельную цзинь наматывания нити и складывания. Когда предплечья складываются по маленькой дуге сжимаясь к телу, и заставляют вращение ладоней превращаться во входящую цзинь, правой кисть возвращается по более высокой траектории, чем траектория ухода от тела, левая кисть возвращается по более низкой траектории, чем её траектория ухода от тела. Во время складывания поясницы и бедра, траектория также сокращается по сравнению с предыдущей, по причине названного складывания, поэтому нет подпора и сопротивления.
Во время подъёма левой ноги, она следует мягко сжимающемуся, дугообразно складывающемуся, направленному против часовой стрелки, маленькому наматыванию нити поясницы и бедра. Цзинь в ноге движется через лодыжку, колено и достигает основания бедра и паха. Наматывающее движение в ноге против часовой стрелки, приводит к тому, что левая нога, следуя вдоль изогнутой линии против часовой стрелки, делает шаг влево вперёд.
В книге Чэнь Пинсаня о цзинь в нижней части тела и ногах сказано: "движение наступления и движение отступления исходят из движения ног". Однако в обеих ногах, мягкая отступающая цзинь отступает до паха и останавливается, не движется дальше вверх.
После того как левая нога опускается на пол, наступательная наматывающая цзинь опять начинается из правой ноги, проходит через лодыжку, ногу, бедро, поясницу, спину и достигает левого плеча, всё тело, изначально складывавшееся, растягивается, все суставы пронизываются направленным против часовой стрелки большим наматыванием, наступательным наматыванием, наматыванием вверх, наматыванием влево, наматыванием наружу. Общее вращение левой руки и её собственное вращение направлены против часовой стрелки. В соответствии с вышеописанным методом ударов, хотя чаньсыцзинь каждой части тела часто меняет направление, но остаётся непрерывной и связанной без остановок.
В "Трактате о тайцзицюань" говорится: "В каждом месте есть пустое и полное, всюду нужно разделять их, суставы всего тела нанизываются друг за другом, не найти малейшего разрыва" [Чжан Саньфэн]. Большое чаньсы в форме "Дикая лошадь мотает гривой" - это выходящая цзинь, она является ян, и сравнительно наполнена. Переход через трущее складывание или малое чаньсы - это входящая цзинь, в одиночном выполнении тао - это инь, оно сравнительно пустое. В соответствии с описанным ранее методом ударов, эти виды инь- ян, пустое и полное, пронизываю всё тело насквозь, без малейшего разрыва. Из-за того, что суставы всего тела расслаблены, и сустав за суставом пронизаны наматывающим вращением, поэтому, движения различных частей тела, несколько разнесены во времени [последовательны], отсюда получается то, что господин Чэнь Пинсань описывает как: "Воля наматывания нити, отличается от самовольной крайней жёсткости, выливающейся в жёсткое направление "(стр.154). Этот способ движения не порождает жёсткости, это то, что в книге Чэнь Цзячжэня называется "вращения и складывания должны быть подобны расслабленности, но не расслаблены, вот-вот расправишься, но не расправлен, проявляются в привязчивых и ватно-мягких медленных движениях " (стр.59). Ещё он говорит: "В полном таолу тайцзицюань непрерывно выполняются движения туда и обратно, поэтому также имеется непрерывное складывание" (стр.46).
Чаньсы и складывание в пояснице и бёдрах ведут за собой движения всех конечностей с наматыванием нити и складыванием. В других позициях, отличных от формы "Дикая лошадь мотает гривой", эти движения не обязательно столь просты, и имеют те же направления. Чаньсы и складывание в руках может приобретать другие формы, но исходный принцип - тот же. В тайцзицюань Ян неизменно требуется, чтобы поясница и бёдра управляли движениями расслабленных суставов, и суставы всего тела должны быть насквозь пронизаны чаньсыцзинь. Иногда это проявляется ясно, а иногда - не очень. Всего лишь нужно, чтобы поясница и бёдра управляли цельной цзинь всего тела, и для изменения направления использовался способ малого наматывания нити со сжимающимся складыванием, тогда можно тянуть без перерывов. Идея обеих книг "Чень", возможно, заключена в этом. После упрощения терминов этих книг, ещё легче увидеть взаимосвязь чаньсыцзинь всех частей тела, цельную цзинь наматывания нити и её превращения, а также почувствовать дух и величие кулачных форм.
В книгах по тайцзицюань Чэнь обращается особое внимание на чаньсы в кистях рук. Чаньсы в кистях рук, в плане здоровья, только лишь прибавляет немного силы мышцам предплечий, ему далеко до того серьёзного влияния, которое оказывает на здоровье чаньсы со складыванием в области поясницы и живота.
Во время кулачных упражнений, вращение поясницы и бёдер - это главное, каждый раз, когда меняется направление чаньсы в области поясницы с сжимающимся складыванием по очень маленькой дуге, в области живота и поясницы, на коже действительно ощущается ясное складывание. Во время складывания живот сплющивается, вместе с тем массируются и внутренние органы. Во время такого рода движений многие люди замечают появление звука кишок в животе, тем самым изгоняется излишек воздуха из кишок (У каждого человека есть воздух [ци] в кишках, большей частью человеческое тело получает газ в процессе обмена веществ, отчасти он проглатывается вместе с пищей. Если в кишках нет воздуха, то из них нет звуков. Проработав в мабу подлиннее, начинающий может легко почувствовать сжимание и сплющивание живота). Такой массаж складыванием может быть очень полезен для пищеварительной системы и усилить мышцы живота, поясницы и спины. Эти мышцы поддерживают позвоночный столб, многие люди, страдающие болезнями нижней части спины и поясницы, идут на поправку после упражнений в цюань. Если мабу слишком короткая, или ноги выпрямляются и сгибаются недостаточно, тогда складывание не выявляется. Или если недостаточно нэйцзинь, или же цзинь применяется чрезмерно, во всех этих случаях не получится ощущений такой степени. Если овладеть принципом и постепенно накапливать опыт и всё отрегулировать, то такие ощущения будут получены.
Господа Тан Хао и Гу Люсинь, исследовавшие тайцзицюань, полагают: "Грохочущий звук из живота при выполнении тайцзицюань является результатом управления дыханием", хотя в книге и говорится о связи с расслаблением и погружением вниз бёдер и поясницы (стр.135). Я считаю, что нужно лишь использовать метод складывания и наматывания в области поясницы, вместе с тем расслабив дух [цзиншэнь], сразу и возникнут звуки из кишечника. В сидячем способе цигун немного методов, помимо применения дыхания, способных привести к усилению перистальтики внутренних органов. Метод наматывания нити и складывания в области поясницы и живота, относительно воздействия на перистальтику внутренних органов, намного превосходит возможности дыхания. Форма перистальтики внутренних органов, которая вызывается этим методом, более сложна, поэтому легче достигнуть звуков из кишечника. Такой эффект для перистальтики внутренних органов, который дают наматывание нити и складывание в упражнениях медленного цюань, вряд ли получишь от других видов физкультуры.
Тайцзицюань отличается от других видов физкультуры и рукопашного боя несколькими особенностями, главные из них: 1) все части тела упруго и мягко нанизываются друг за другом; 2) цзинь непрерывна. Чаньсы и цзеде [складывание] с одной стороны заставляют нэйцзинь пронизывать все части тела, движения мягкие и упругие, имеется "идея наматывания шёлка", с другой стороны, могут заставить, в процессе выполнения каждой формы и каждого движения, нэйцзинь тянуться без перерыва и форму выполняться одним дыханием [хэ], исключить дефекты выпирания и прогибания. Если во время занятий тайцзицюань сможешь всюду реализовывать наматывание нити и складывание в пояснице и бёдрах, то приобретёшь чувство комфорта и благополучия, "ци всего тела не имеет малейшего застоя", тело и конечности сворачиваются подобно удаву, мягкие и спокойные движения рук обладают иньцзинь. Возможно, многие люди упражняются таким способом, однако не нашлось человека, который взял бы на себя хлопоты это объяснить. В сущности, то, что обсуждается в статье, возникло из вопросов учеников в процессе тренировок, если в статье есть какие-то несоответствия, их можно исправить, опираясь на прогресс в цюань.
Эта статья написана в 1978г., побудительным мотивом были собственные мысли, возникшие при подготовке к печати книги "Искусство тайцзицюань", на английском языке имеющей название "Methods of Taichichuan: A Textbook for beginners and Teaching Manual for Instructiors". Указанная книга вскоре будет полностью закончена, опасаясь оказаться самоуверенным, не представив высказаться другим людям по содержанию статьи, открываю общее обсуждение, надеюсь на поддержку, критические высказывания и исправления, чтобы не направить читателей и учеников по ложному пути.
В момент написания статьи, кроме книг ЧэньПинсаня, Чэнь Цзячжэня и Дун Инцзе, не было других материалов, касающихся чаньсыцзинь. В 84-85г. Сянганский журнал "Новое рыцарство" [Синь Уся], перепечатывал статью из "Физкультурной газеты" [Тиюй бао] 64г."Обсуждение возможности использования чаньсыцзинь в других направлениях цюань, помимо Чэнь", каждый раз печаталась одна глава. К сожалению, после напечатания первых семи глав указанный журнал перестал выходить, и теперь невозможно увидеть статью целиком, тем более нельзя узнать, что сказал господин Чэнь Цзячжэнь. Среди напечатанных семи глав, пятая глава поднимает тему возможности использования чаньсыцзинь в упрощённом тайцзицюань. Однако, за океаном могут лишь читать книги об упрощённом цюань, и имеют мало случаев увидеть живого человека в процессе упражнений.
В июле 85г. Государственная телевизионная компания Китая выпустила учебный фильм по 24 формам "Китайский тайцзицюань", поэтому создаётся ощущение, что вопрос о возможности использования чаньсыцзинь в упрощённом тайцзицюань заслуживает обсуждения.
Если изучать некоторые движения упрощённого тайцзицюань, то описанные в первоисточниках чаньсыцзинь и чжэдецзинь [складывание], применить в них непосредственно нелегко, а то и невозможно. Приведу лишь один конкретный пример. На рисунках, в ранее вышедшей книге по упрощённому тайцзицюань и в фильме в равной мере можно увидеть, что во время выполнения гунбу, переднее колено выдвигается дальше, чем это видим у Ян Чэнфу, и вес больше отклоняется на переднюю ногу, создавая переднее - полное, заднее - пустое. Поэтому, переход от левой "Дикая лошадь мотает гривой" к правой форме происходит следующим образом: "Верхняя часть тела оседает назад, центр тяжести переходит на правую ногу, носок левой стопы приподнимается и перемещается немного наружу, следом левая нога медленно принимает форму переднего лука, тело поворачивается влево, центр тяжести возвращается на левую ногу" затем делается шаг вперёд (по пояснениям к фильму).
Из-за того, что тело оседает назад много больше, левая нога выпрямляется, во время подъёма носка левой стопы всё тело поворачивается влево, поэтому нет необходимости сколько-нибудь использовать чаньцзинь в области поясницы, так же нет необходимости применять чаньцзинь поясницы и бёдер для инициирования левого чань в левой ноге и отклонения левой стопы наружу. Что касается верхних конечностей, то когда тело переходит назад то из-за движения левого плеча, левая рука, ладонью вверх, тоже естественно оттягивается назад, когда корпус снова передвигается вперёд, следуя ситуации, кисть поднимается, и, используя плечо как ось, описывает большую окружность, переворачиваясь ладонью вниз, здесь также не нужно проводить чаньцзинь в предплечье из области поясницы, для того чтобы осуществить складывание. Поскольку нужна некоторая цзинь, чтобы выполнить вращение с осью в локте, нет собственного вращения предплечья с малым чаньсы или чжэде.
В упрощённом тайцзицюань используется форма Ян Чэнфу, реорганизованная так, чтобы создать меньше трудностей для начинающих, поэтому он и называется упрощённым. Кроме сокращения количества форм, возможно, постарались уменьшить типичные трудности стиля Ян. Мастера традиционного стиля Ян, господа Чэнь Вэймин (1925г.), Дун Инцзе (1931г.) и Фу Чжунвэнь (1963г.) на основании фотографий господина Ян написали собственные сочинения, ни в одном из них нет указаний на то, что при шаге вперёд из гунбу корпус и колено должны сначала двигаться назад, а затем вперёд. В остальных книгах по стилю Ян большей частью указывается то же. Старший сын Чэнфу, господин Шоучжун, живущий в Сянгане, также не учит этому. Возможно, метод шага вперёд "сначала назад, затем вперёд" требует мало сравнительно цзинь, он удобнее для начинающих, поэтому и используется в упрощённом цюань. Поскольку упрощённые движения отличаются от традиционных в стиле Ян, то нелегко заставить работать чаньсыцзинь.
Господин Чэнь Пинсань говорил относительно передней гунбу следующее: [к сожалению, употребляемый здесь иероглиф отсутствует в словарях, перевод невозможен] "Передняя нога как опора, задняя нога как : ", это значит ": землю, подобно применению силы : тяжёлую вещь", опора - значит "передняя колено поддерживает ", не даёт телу упасть вперёд. Он говорит, что задняя нога [!] "должна быть полной", передняя нога, в сравнении с задней, "немного пустее", это называется "переднее пустое, заднее полное". Это способ применения цзинь согласуется с тем, что говорил господин Дун Инцзе: "Если занял прочную позицию, ноги не могут быть пустыми. Когда разделяешь пустое и полное, то большей частью передняя нога может быть пустой, задняя должна быть полной, сила поднимается из корня (т.е. пятки задней ноги)". Ян Чэнфу говорил, а Чжан Хункуй записал в "Беседах об упражнениях" следующее: "Нога доходит до вертикали - это верно, переходит её - называем чрезмерной [переходящей] цзинь ". Смысл его слов в том, что если переднее колено переходит дальше вперёд, то оно теряет свою роль опоры.
Согласно изложенному выше, если переднее колено не выдвигается слишком далеко вперёд (не выходит за пределы плюсны стопы), сохраняет свою поддерживающую роль, тогда, во время шага вперёд, нужно лишь немного добавить :[вероятно, толкающей] цзинь в задней ноге, тогда можно повернуть в сторону поясницу и бедро, вместе с тем этот вид вращательной цзинь нижним чань дойдёт до передней ноги. В это время, поскольку поддерживающая цзинь переднего колена не прекращает своего действия, чаньцзинь будет естественно двигаться вниз, используя пятку как ось, и повернёт наружу переднюю ногу с немного приподнятым носком. После поворота и установки передней ноги сразу можно делать шаг вперёд, нет необходимости выполнять телом и передним коленом сначала движение назад, а затем вперёд. Во всех случаях способ выполнения передней гунбу именно таков, включая форму "Охват колена в ломаном шаге". Это является примером того, как идущая вниз чаньцзинь поясницы и бёдер стимулирует чаньцзинь в ноге.
А сейчас вернёмся опять к форме "Дикая лошадь мотает гривой". Если соединить всё изложенное выше, можно сказать, что, стимулируя чаньцзинь ног, посредством чаньцзинь поясницы и бёдер, ещё легче, одновременно направив чаньцзинь поясницы вверх довести её до предплечий. Когда вращение наружу в передней ноге и передней руке останавливается, и передняя нога опускается в полноте, можно почувствовать, что цзинь в передней ноге смягчается и возвращается назад от земли в поясницу. Одновременно, также можно почувствовать, что цзинь верхнего наматывания, достигнув предплечья мягким наматыванием против [ни] возвращается к подмышке и груди, что согласуется с обсуждаемыми текстами. Нужно лишь обратить внимание на то, чтобы локоть становился осью вращения предплечья, тогда получится собственное малое чаньсы предплечья со складыванием.
Здесь следует поднять вопрос о том, что есть чаньсыцзинь. В упрощённом тайцзицюань по-прежнему используются вращения поясницы и конечностей. Чтобы сделать движения округлыми, во время вращения по-прежнему нужен контроль над соответствующей цзинь, иначе движения не будут округлыми. Однако, используемая вращательная цзинь и чаньсыцзинь, описанная в первоисточниках, имеют при сравнении очень мало сходства. Можно ли считать её чаньсыцзинь? Если не считать, то где граница чаньсыцзинь? Прежде всего, нужно разрешить вопрос общности чаньсыцзинь, это принципиально. Вопрос определения должен быть вынесен на общее обсуждение.
Сейчас метод упрощённого тайцзицюань не требует применять сколько-нибудь нэйцзинь, конечно его легче изучать и популяризировать. Если же ещё добавить ясно проявленную чаньсыцзинь, то содержание станет богаче, а эффект для здоровья будет еще больше. Чтобы добиться соответствия описанным принципам применения чаньсыцзинь, нужно в упрощённые движения тайцзицюань внести небольшие изменения так, чтобы вернуть их к традиционному исполнению стиля Ян, затем добавить тот вид чаньсыцзинь, который описан в первоисточниках, тогда он будет удовлетворять более высоким запросам людей, и пригодным для использования людьми более старшего возраста.
В настоящее время, упрощённый тайцзицюань получил большое распространение, это нельзя просто отбросить, если попытаться ввести чаньсыцзинь, то можно использовать два варианта исполнения одновременно. Чтобы исключить всякую хаотичность, после изменения нужно добавить более ясно выраженную в техниках чаньсыцзинь. Не мешает найти другое название, что-то типа "Утончённый короткий тайцзицюань". Одинаковая форма и последовательность при различной технике необязательно создаст конфликт, например как "Быстрая форма" в Ян и У.
В сущности, изложенную в исходных трактатах стиля Ян теорию чаньсыцзинь легче, по сравнению со стилем Чэнь, реализовать в реальных упражнениях, применяемая цзинь также много мягче. В основном всё заключается в использовании вращения в пояснице для стимулирования вращений рук и ног, заставляя их действовать согласованно, к тому же нэйцзинь начинает двигаться непрерывно. Главным пунктом является естественное следование этому, после длительных упражнений до комфортного ощущения, тогда сама появится мягкая чаньсыцзинь, пронизывающая всё тело. Если же усиленно гнаться за чаньсыцзинь в собственном теле, напротив, легко создать жёсткость.